Подвигу курской летчицы посвятили почтовую марку
Нечасто представители курского края бывают увековечены на государственных знаках почтовой оплаты. В апреле в серии «История авиации» одна из марок России посвящена советской героине-летчице Екатерине Зеленко, чьим именем названа улица в центре Курска. Она является первой в мире женщиной, совершившей воздушный таран.
Тираж филателистического знака номиналом 15 рублей составил 280 тысяч экземпляров. Марка, на которой изображен портрет старшего лейтенанта Зеленко и эпизод ее подвига в небе, уже поступила в розницу. Ранее еще в СССР в 1984 году массовым тиражом выходил почтовый конверт, посвященный Кате Зеленко.
«Русская Валькирия»
Всего в выпуске «Воздушные тараны» этой почтовой авиасерии – четыре марки. Кроме Зеленко, на них изображены Пётр Еремеев, первым в годы Великой Отечественной войны совершивший ночной таран, Борис Ковзан – единственный советский лётчик, на счету которого 4 тарана, и Алексей Хлобыстов, в одном воздушном бою сбивший три самолёта: один – из пулемёта, два – применив таран, после чего ему удалось посадить машину на родном аэродроме.
Нам кажется важным вспомнить биографию легендарной летчицы, которую западные журналисты прозвали «Русской Валькирией».
Екатерина Ивановна ЗЕЛЕНКО родилась 14 сентября 1916 года в Ровенской области Украины, была десятым ребенком в многодетной семье, вскоре переехавшей в Курск. Катя была отчаянной и смелой девочкой. Жили Зеленко на улице Максима Горького, 23. Окончив семь классов курской школы №10, Катя откликнулась на призыв «Комсомолец – на самолет!», осенью 1933-го поступила в Воронежские аэроклуб и авиатехникум. По комсомольской путёвке она была направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиашколу, которую в 1934-м закончила с отличием.
В 18 лет Катя попала на службу в 19-ю лёгкую бомбардировочную авиабригаду, расквартированную в Харькове. Испытывала самолёты, за 4 года освоив 7 типов, и авиаоборудование. В 1939–1940 годах стала единственной женщиной среди летчиков участницей финской войны. Совершила 8 боевых вылетов, уничтожив артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена орденом Красного Знамени.
С мая 1940-го Зеленко служила в бомбардировочном полку лётчиком-инструктором. С первого дня Великой Отечественной курянке пришлось участвовать в боях с немцами на Юго-Западном фронте. Будучи замкомандира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиаполка ВВС 6-й армии, она совершила 40 боевых вылетов, в том числе ночью, участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941-го курянка командовала группой бомбардировщиков, уничтожившей 45 танков, 20 машин, до батальона солдат противника и вернувшейся без потерь.
Воздушный таран над Сумщиной
12 сентября 1941 года Зеленко совершила два разведывательных вылета на самолёте «Су-2». Во время второго вылета её самолёт был повреждён, но она в тот же день вылетела на задание в третий раз. Как вспоминали сослуживцы, «Катя немного отдохнула, как понадобилось срочно вылететь на разведку. «Свободных» летчиков не оказалось, почти все были в воздухе, бомбили вражеские позиции. Зеленко побежала к штабу. Замкомандира полка капитан А. Пушкин разрешил ей вылет на его авиамашине «Су-2» в паре с командиром звена.
На обратном пути в районе города Ромны два советских бомбардировщика были атакованы семью немецкими истребителями «Me-109». «Мессеры» разъединили Зеленко и комзвена Лебедева, который, преследуемый двумя врагами на поврежденном самолете, вынужден был выйти из боя. Зеленко вступила в бой с пятью противниками над селом Анастасьевка Сумской области. Неравный воздушный поединок наблюдали местные жители. Отважная летчица, искусно маневрируя, не только уходила из-под обстрела, но и атаковала сама. Она прошила очередью из пулемета немецкий самолет, который задымив, пошел к земле. Крик радости вырвался у людей, видевших это.
Тут вернулись два «мессера», преследовавшие Лебедева. Их стало шесть на одного. По приказу курянки кабину покинул летчик-наблюдатель, прыгнув с парашютом. Маневренность «Су» снижалась в результате полученных пробоин. И тогда, израсходовав боеприпасы, Катя применила единственный оставшийся прием – таран, она врезалась в хвост немецкого самолета. Обе машины упали. Зеленко погибла, не дожив всего два дня до 25-летия...
Летчицу похоронили в центре Анастасьевки. После войны ее останки были перевезены в Курск. Посмертно еще в 1941-м Екатерина Зеленко представлялась к званию Героя Советского Союза, однако была награждена только орденом Ленина. 5 мая 1990 года указом Президента СССР ей присвоено звание Героя посмертно.
В 1971 году раскопки на месте гибели курянки позволили обнаружить на глубине трех метров части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места – обломки «Ме-109» со следами таранного удара.
Кате Зеленко установлены памятники в Курске, Анастасьевке и Берестовке, откуда она совершила последний боевой вылет. Её именем названы улицы в Курске, Воронеже и Сумах, сухогрузное судно, воронежский аэроклуб и малая планета Солнечной системы «Катюша».
Степан КОРОЛЕВ, фото rusmarka.ru