"Почта России": в чем причина деградации?
Сегодня в 15 часов в Совфеде откроются парламентские слушания на тему: «О состоянии и перспективах развития почтовой связи в РФ», которые во многом определят судьбу отечественной почты. В суть проблематики вводит статья обозревателя журнала "РФ сегодня" Людмилы Глазковой.
На декабрьской встрече Президента России с доверенным и лицами к нему обратился председатель Общероссийского профсоюза работников связи Анатолий Назейкин, который прямо-таки взмолился о принятии госпрограммы по развитию почты. «Ситуация очень тяжелая», - констатировал он. На что Владимир Путин ответил: «Пути решения - их много, но главные такие: либо давать нужно много из бюджета, либо повышать тарифы, то есть увеличивать расходы граждан на услуги почты. И то и другое - очень сложное решение и с политической, и с социальной, и с экономической точки зрения». Но резюме главы государства обнадежило: программа развития нужна.
А в канун Нового года Владимир Путин поручил Правительству РФ до 1 марта 2013 года проработать вопрос о принятии Госпрограммы модернизации федеральной почтовой связи. В марте ожидается внесение на рассмотрение Правительства РФ законопроекта «О почтовой связи» вместе с двумя вариантами финансовой модели работы ФГУП «Почта России» на долгосрочный период. Речь идет о новой концепции ее развития. Государств о намерено превратить убыточную компанию в успешную.
Жалоба Ленина не потеряла актуальности
Осенью 2012 года российской почте исполнилось 270 лет. Сегодня это более 2 тысяч узлов и 42 тысячи отделений, около 400 тысяч сотрудников, доставляющих ежегодно 1,5 миллиарда писем, 1,7 миллиарда газет и журналов, порядка 50 миллионов посылок, 2,8 миллиона экспресс-отправлений, 595 миллионов единиц коммунальных и иных платежей, 488 миллионов пенсий и пособий.
Почта - самый массовый и дешевый вид связи. Она обеспечивает информационный обмен между всеми регионами, поддерживает обмен корпоративной документацией, оказывает услуги прямой рекламы, тем самым влияя на работу других отраслей. 90 процентов ее операционных доходов приходится на рынки письменной корреспонденции, посылок и экспресс-почты, финансовых услуг, розничной торговли, доставки прессы. Без почты мы не представляем нашей жизни. Это не только важный элемент общественной инфраструктуры, но и одна из скреп политического и хозяйственного единства обширных российских пространств.
В тесной обустроенной Европе почтальон подъедет по асфальтовой дорожке к любому дому. В США доставку на «последней миле» обслуживают 260 000 почтовых автомобилей, у нас при втрое протяженных, чем американские, расстояниях - их в 20 раз меньше. Да что о машинах! В России немало населенных пунктов, куда нельзя добраться ни колесным, ни воздушным, ни речным транспортом, поэтому на балансе почты есть даже... олени. Отделения связи нередко открыты в местах, где и магазинов нет, они настоящие центры жизни небольших городков и поселков, не говоря уже о селе: там почтальоны - первейшие помощники и психоаналитики для пенсионеров.
С десяток лет назад отделения связи принялись торговать мылом, сигаретами и канцтоварами, недавно часть их начала предоставлять населению микрозаймы под высокие ставки, что вызвало оторопь в обществе. Само руководство почты ничего странного здесь не видит и высказывает соображение, что недовольство провоцируют банки, опасающиеся своих конкурентов - микрофинансовых операторов. Да и Федеральная служба по финансовым рынкам претензий по этому поводу к почте не предъявляла, а Госдума просто порекомендовала ФГУПу самому выбирать контрагентов.
Нареканий к почте немало: в отделениях связи очереди, корреспонденция не доходит до адресатов, скорость и регулярность доставки, качество услуг на уровне прошлого века. Хотя извините... В Шушенском музее хранится жалоба В.И. Ленина енисейскому губернатору на то, что швейцарские газеты идут в Красноярск целую неделю... Было это, напомню, сто с лишним лет назад. Сегодня столько же может обращаться почта внутри Москвы. А где же шаги прогресса? Почтовые служащие жалуются на тяжелые условия труда и низкую зарплату - оператор получает 10 000 рублей. Из-за высокой текучести кадров некоторые отделения связи работают через день, а 4/5 их преимущественно сельские, нерентабельны.
Дедовская инфраструктура
Вот такая специфика. Однако и экономическую эффективность никто не отменял. А по этому показателю «Почта России» в 4-5 раз уступает ведущим почтам мира. Причины очевидны.
Первая - устаревшая инфраструктура отрасли. До 2010 года вся корреспонденция обрабатывалась вручную. Лишь с введением двух современных автоматических сортировочных центров в Московской области и СанктПетербурге, а вокруг этих городов обращается около 35 процентов всей почты, на такую же величину сразу выросла доля ее автоматизированной обработки. Теперь в Центральном ФО, по словам почтовиков, стандарты по срокам Д+3, Д+4 (день приема плюс 3-4 дня доставки) в основном соблюдаются. Но повсеместно такого положения добиться можно будет лишь при полном обновлении логистической сети и 80-процентной автосортировки всей корреспонденции.
Вторая - несовершенная логистика и маршрутизация доставки, особенно применительно к электронной торговле. Зарубежные отправления проходят через Москву, даже если посылку из Японии ждут во Владивостоке. Лишь недавно российские почтовики предложили зарубежным операторам децентрализовать почтовые потоки и направлять их в ближайшие к конечным получателям аэропорты. Но частным авиакомпаниям возить почту не выгодно, а региональная авиация приказала долго жить. Вот и скапливаются тонны корреспонденции в ожидании очереди на доставку в Красноярске, Якутске, Хабаровске и других городах Сибири и Дальнего Востока. Лишь недавно в распоряжении ФГУП появился первый почтовый самолет, обслуживающий Хабаровский край.
Третья причина - организационная. Руководство «Почты России», правда, считает исчерпанным ресурс чисто организационных решений и делает упор на необходимости масштабных инвестиций в обновление инфраструктуры и технологий. Тем не менее компания Бостон Консалтинг Груп (БКГ), разработавшая новую концепцию развития почтовой системы (интересно, в России разработчика не нашлось?), именно организационную модель считает главной головной болью «Почты России».
Называется и еще одна причина - сочетание неэффективности управления с масштабными финансовыми злоупотреблениями. Но это частное мнение декана факультета информатизации Института мировой экономики и информатизации, эксперта Минкомсвязи РФ Евгения Биргера. Привожу его здесь лишь потому, что ему приписывают авторство нового законопроекта о почтовой связи.
Наконец, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров одной из причин сложной экономической ситуации, в которой оказался почтовый оператор, назвал жесткое госрегулирование ее тарифов.
Что в сумке почтальона?
Пути выхода обозначены в стратегии развития «Почты России» на 2012-2016 годы. Правда, она еще не согласована. Ее главные цели - рост объемов продаж, повышение качества услуг, рост прибыльности. В ней указывается на необходимость изменения тарифной политики (доведения регулируемых тарифов до экономически обоснованного уровня, в случае же их сохранения - компенсации государством недополученных доходов). Почтовики хотели бы оставить госрегулирование тарифов только в отношении универсальной услуги (пересылки письменной корреспонденции) для физических лиц, иметь возможность закрывать сверхнормативные отделения и переводить их в другие форматы.
Сразу два вопроса возникают: от какой нормы отталкиваться? В сельской местности сейчас одно отделение связи приходится на 2000 человек, в Европе - на 4000. Но надо ли нам здесь стремиться к евростандартам? Условия-то в России другие. И еще: как поднимутся в цене услуги почты в случае одобрения правительством этой стратегии? Ответ интересует и граждан, и корпоративные сообщества. СМИ, например, заботит возможное подорожание доставки подписки. Пока государство субсидирует услуги почтовиков примерно на 3 миллиарда рублей ежегодно.
Ключевой момент стратегии - модернизация. Планируется построить до 2020 года сеть из 36 автоматизированных сортировочных центров. Тогда можно было бы минимум вдвое сократить низкоквалифицированный персонал. Дело за средствами. Потребуется инвестировать в инфраструктуру порядка 113 миллиардов рублей в течение пяти лет на принципах софинансирования из федерального бюджета (около 3/4) и собственных средств почты. Эта программа, уверен гендиректор «Почты России» Александр Киселев, в случае ее принятия вдвое ускорит процесс обновления почтовых отделений и ИТ-инфраструктуры, формирования новой логистики, трансформации транспортного парка и совершенствования технологий.
Планы пока на бумаге. Надежды на их реализацию почтовики связывают с приходом нового главы Минкомсвязи. Реализовывать стратегию предполагается на основе уже упомянутой концепции, разработанной БКГ. Упор сделан на развитие розничного финансово-банковского бизнеса, наращивание доли рынка денежных переводов и платежей, эскалацию рынка посылок и экспресс-доставки. В структуре предложено выделить бизнес-единицы «Розница», «Финансовые услуги» (Почтовый банк), «Посылки и письма» и для повышения управляемости создать 13 макрорегиональных центров (или по числу ФО). Реструктуризация, утверждают эксперты из БКГ, компенсирует падение выручки от снижения объемов рынка писем и телеграмм вследствие роста широкополосного доступа в Интернет.
Почтовый закон
Свои сегодняшние проблемы (устаревшая инфраструктура, отсутствие крупных альтернативных почтовых операторов, ограниченное предложение современных видов услуг) почтовики во многом связывают с нормами действующего ФЗ «О почтовой связи». Он сдерживает регулирование тарифов на универсальные услуги, распространение печатных СМИ, доставку пенсий и пособий. При этом нормы компенсации потерь за счет федерального бюджета в законе нет. И это ситуация, подчеркивают во ФГУПе, не одного десятилетия. Закон препятствует быстрой модернизации инфраструктуры, что сказывается на материальном положении сотрудников предприятия, которых вместе с членами семей почти миллион.
Вывод ясен: нужен новый закон. И такой проект уже есть. Документ содержит нововведения по демонополизации сферы почтовых услуг. Предусматривается подразделение почтовой связи на универсальную (количество операторов в которой не ограничивается) и курьерскую. Вводятся нормы с ориентиром на развитие сферы информационно-коммуникационных технологий. Узаконивается пересылка почтовых отправлений в электронной форме, предоставление официальных почтовых электронных адресов и почтовых электронных ящиков. Законопроект должен создать равные правовые условия для работы курьерской почты наряду с государственной и гарантировать частным компаниям доступ к инфраструктуре госоператора, которые получат право работать или выполнять отдельные технологические операции, не приобретая лицензии. Потребителям законопроект сулит дополнительные финансовые и прочие услуги, улучшение сервиса и снижение цен.
Представитель конкурентов «Почты России», глава Ассоциации негосударственных операторов почтовой связи Анатолий Родин приветствует признание экспресс-почты почтовыми отправлениями. Еще один плюс - демонополизация услуг по обмену международными почтовыми отправлениями. Важной нормой является и положение о максимальной стоимости почтового отправления. Она позволит интернет-магазинам, торговцам по каталогам и другим корпоративным клиентам требовать от почты скидок на пересылку посылок и бандеролей. Минкомсвязи обещает не ущемлять права альтернативных операторов, но хочет, чтобы полем конкуренции были не только прибыльные (две столицы), но и убыточные направления, такие, как, скажем, Москва - Магадан.
Новые риски
У «Почты России» отношение к законопроекту иное. Он, на взгляд руководства ФГУП, содержит серьезные риски для развития федеральной почтовой связи. Из новой редакции ФЗ, например, исключен пункт о компенсации затрат «Почты России» по оказанию социальных услуг по регулируемым государством тарифам. Разработчики исходят из того, что почтовики будут сами за счет перекрестного субсидирования дотировать регулируемые услуги. Сегодня ФГУП уже покрывает ежегодно около 13 миллиардов рублей убытков при вдвое меньшем размере госсубсидий. Нетрудно догадаться, что отсутствие компенсации затрат со стороны государства вызовет сокращение объема социальных услуг. Это, как любили говорить в 90-х годах, мы уже проходили. А ведь надо учесть и то, что немало отделений сети федеральной почтовой связи расположено в сельской местности, где 93 процента их глубоко убыточны. Вторым следствием явится существенный рост тарифов, который сократит спрос на услугу подписки.
Таким образом, законопроект не решает проблему убыточности деятельности операторов универсальной почтовой связи. А значит, продолжится нарастание износа инфраструктуры и отток квалифицированного персонала. Нельзя будет повысить зарплату, улучшить условия труда при неизбежном повышении нагрузки.
Свое будущее в случае принятия этого законопроекта «Почта России» видит в мрачных тонах: планы по увеличению количества универсальных услуг вырастут, а гарантии компенсации убытков никто не обещает. Такая либерализация рынка создаст реальную угрозу для существования единой федеральной почтовой связи. Новации поставят ее в неравные условия с другими участниками рынка. А деградация рынка почтовой связи России, особенно вне крупных городов, еще более ухудшит и без того тяжелое финансовое положение предприятия. Вспоминается, что, когда раздербанивалась единая энергетическая система страны, нам тоже обещали конкуренцию и снижение тарифов.
Позиция «Почты России»: не решая старых, законопроект создает новые проблемы для отрасли и пользователей ее услуг. К тому же он предусматривает принятие подзаконных актов по 20 с лишним (!) темам регулирования, ни одна из которых концептуально не проработана. Хотя, казалось бы, сначала следовало определить концепцию развития рынка и только на ее основе - принципиально новый законопроект и полный комплект подзаконных актов к нему.
Выходом из сложившегося положения «Почта России» видит скорейшее решение вопроса государственного софинансирования программы модернизации инфраструктуры федеральной почтовой связи и разработку нового закона. В качестве возможных механизмов финансирования Николай Никифоров называет выпуск инфраструктурных облигаций, повышение тарифов на часть услуг, введение дифференцированных тарифов на доставку пенсий и налоговых каникул.
И доставщик, и товаропроводник
Основная цель законопроекта - демонополизация рынка почтовых услуг и развитие конкурентности, а не создание хорошей жизни для «Почты России». Таково мнение Федеральной монопольной службы. Вроде бы правильно. Но не выйдет ли в результате по бессмертной черномырдинской фразе: хотели, как лучше, а получилось, как всегда.
Когда порушили «монополию» кооперативной торговли, малонаселенные села остались без магазинов, так как частным операторам не выгодно торговать дешевым мелочным товаром. Жителям пришлось ездить за хлебом в райцентры.
Озабоченность почтовой службы понятна. Возьмут ли в случае ее банкротства частные компании на себя обязательства поддержания социальной инфраструктуры в стране? Опасения относительно того, что данный законопроект может негативно повлиять на развитие рынка почтовой связи и фактически уничтожить единое почтовое пространство, обоснованы.
На законопроект, вызывающий сомнения, опирается уже и разрабатываемая финансовая модель инвестиционного плана модернизации, как сообщил глава Минкомсвязи. Николай Никифоров уверяет: акцент сделан на направления, имеющие государственное и социальное значение. Ведомство отводит почте роль не только доставщика корреспонденции, но и товаропроводящей сети. Объемы заказов товаров по почте, в том числе из-за рубежа, растут, открываются возможности для сбыта продукции малого бизнеса. Из двух вариантов будущего «Почты России» - в формате бюджетного учреждения и открытого акционерного общества - Минкомсвязи склоняется к последнему.
На почту возлагаются большие высокотехнологичные надежды. Министр видит ее местом получения для россиян большей части государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Использование системы ГЛОНАСС для эффективного мониторинга маршрутов должно обернуться экономией до 30 процентов на расходах бензина, что позволит выйти на эффективность и рентабельность с тем же количеством отделений и численностью персонала, увеличить ему зарплату. Универсальная почтовая услуга будет дополнена электронными услугами, госуслугами, интернет-доступом к виртуальным отделениям почтовой связи, а традиционные виды доставки - доставкой товаров бурно растущей электронной коммерции.
Хорошо, если так и будет. Но пока важно не загубить то, что уже есть. После принятия закона, отметил премьер Дмитрий Медведев, можно будет рассмотреть вопрос об акционировании «Почты России». Оно, как считается, повысит эффективность федерального почтового оператора, а также снимет запрет на участие в кредитных организациях. Премьер сослался на мнение экспертов, которые полагают, что создание Почтового банка, работающего во всех отделениях и регионах России, облегчит доступ граждан и организаций к почтово-сберегательным услугам.
«Отделить госзадание от вольных хлебов»
Зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вячеслав Новиков, что называется, в теме. Он руководитель экспертного совета по связи при Комитете СФ по экономической политике.
- Наша почтовая связь до сих пор в состоянии демодернизации, - считает сенатор. - Увеличивается время доставки, сокращается число почтовых отделений, что недопустимо. В законопроекте нужно ответить на вопрос, что такое госфункции и где «Почта России» является предпринимательской структурой? Еще вопрос: каким образом определить недискриминационный доступ других альтернативных операторов, действующих в сфере доставки корреспонденции всех видов. В этом смысле новый закон очень необходим. Один вариант его был предложен еще предыдущим составом Минкомсвязи. Теперь в него внесены серьезные изменения. Разрабатывает его рабочая группа, которой руководил прежний замминистра Наум Мардер. Первоначальный вариант вызывал недовольство Федеральной антимонопольной службы, поскольку в нем прослеживалась монополизация
«Почтой России» направления по доставке разного типа корреспонденций. И мы здесь поддержали ФАС.
Повторю, с моей точки зрения, ключевым моментом является ответ на вопрос: что такое госфункции в работе почты и где она имеет возможность пастись на вольных хлебах, занимаясь предпринимательской деятельностью? Если мы разберемся с этим вопросом, будет понятно, какими должны быть соответственно бюджетные ассигнования. У почтовиков позиция такая: раз мы госпредприятие, то государство обязано нас финансировать.
Почта плохо работает даже в столице. Почему? Я задал на «правительственном часе» этот вопрос Аркадию Дворковичу. Он объяснил это недостатком сортировочных комплексов, нужно увеличить их количество, и тогда все наладится. И опять мы сталкиваемся с вопросом: чья это ответственность? Кто должен финансировать этот процесс? Кто должен оплачивать повышение зарплат? Либо есть госзадание, которое выполняет «Почта России», как обстоит дело со всеми бюджетными учреждениями страны, и тогда бюджет под него выделяет средства. А дальше уже предприятие в меру своих возможностей и креативного мышления само зарабатывает дополнительные деньги.
Законопроект, насколько мне известно, ни на какую зарубежную модель устройства почты не ориентировался и он, безусловно, должен учитывать российскую специфику. Страна огромная, много удаленных от центров регионов населенных пунктов, авиасообщение дорогое, почтовые вагоны практически не выпускаются. Это, кстати, один из оправдательных аргументов «Почты России», когда заходит речь о нарушении нормальных сроков доставки корреспонденции. Конечно, проблем много. Понятно, что некоторые вещи глубоко убыточны. Тем не менее, государство должно заботиться о своих гражданах и выделять необходимое бюджетное финансирование.
На вопрос, нет ли в подходах к стратегии развития почты принципа обязательной ее рентабельности, Вячеслав Новиков ответил отрицательно:
- В России это совершенно невозможно. Операторам убыточных услуг, как это сделано в законе о телефонной связи, государство должно компенсировать убытки. В той части, в какой «Почта России» будет продолжать оставаться естественной монополией, тарифы подлежат госрегулированию, а в другой части их можно вывести из-под него. Акционирование не приведет к удорожанию тарифов. Но все-таки это вопрос второго плана, а пока предстоит разобраться с нынешней ситуацией...
От себя добавлю: хотелось бы, чтобы в этом разборе сегодняшних и завтрашних «полетов» федеральной почтовой связи не было наломано дров, от рикошета которых пострадают население страны и сама служба. Мы ведь, к сожалению, уже столько раз были свидетелями того, чем оборачивались хорошие реформаторские намерения.
russia-today.ru